МКДОУ «Детский сад №12» Василёк» с.Величаевское персональный сайт воспитателя Бортниковой Евгении Николаевны
Опыт работы по ПДДБезопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учить. Но возможно — всё избежать, А где надо — на помощь позвать. Т. Г. Хромцова Введение
Жизнь и здоровье человека является наивысшей ценностью. Государство берет на себя ответственность за защиту, охрану и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. Одной из составляющих общей безопасности является дорожная безопасность. И именно дорожная безопасность, как показывает статистика, является в настоящее время наиболее проблемной. Особенно тревожно то, что в дорожно-транспортных происшествиях гибнут и получают травмы дети, подчас и дошкольного возраста. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Это объясняется тем, что дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Избежать опасности можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка, и чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, в транспорте, тем меньше будет происшествий на проезжей части. Актуальность.
Одной из серьезнейших проблем любого города, поселка является дорожнотранспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях получают ранения и гибнут дети. Как показывает анализ происшествий с детьми, травмы происходят из-за беспечности, безответственного отношения со стороны взрослых к их поведению на улице, по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Поэтому на сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах городов, поселков очень актуальна и обусловлена тем, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях, так как большую часть дня дошкольник проводит в детском саду, поэтому именно там все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. Ведь, для того чтобы выпустить ребенка в мир, задача взрослых частично подготовить к трудностям с которыми он столкнется. Одним из таких важных моментов станет правильное поведение на улицах и дорогах нашего села. Ответственная роль, отведенная ДОУ, заключается в профилактике детского травматизма на дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще в дошкольном возрасте, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Поэтому актуальность обучения детей ПДД ни у кого не вызывает сомнения. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, то именно педагоги дошкольного учреждения должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его как дисциплинированного пешехода. Маленькие дети – особая категория пешеходов и пассажиров. Встал малыш на ноги – он уже пешеход. Сел ребенок на велосипед – он уже водитель. Поехал в автобусе – он уже пассажир. И везде его подстерегает опасность. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Ребятам всё интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта - это большая опасность. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные, правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части. Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время. А дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Инновационность - темы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения» общеизвестная, а инновация моего опыта состоит в апробации технологии проектной деятельности при изучении данной темы.
Новизна Дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения. Ценность данного опыта заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению и практическому применению правил дорожного движения, который предусматривает поэтапную организацию воспитательно-образовательного процесса, участие всех сотрудников ДОУ, воспитанников, родителей и сотрудников ГИБДД в решении проблемы. Новизна моего опыта заключается в оптимизации учебного процесса, в нахождении использовании уже известных и новых идей, инновационных технологий передового опыта в работе с дошкольниками по овладению детьми базовых правил поведения на дороге, в процессе осуществления деятельностного подхода, исходящего из положений о том, что полноценное развитие ребёнка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности. В целом в российском дошкольном образовании накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. Однако проводимые мероприятия часто сводятся к отдельным развлечениям, соревнованиям, викторинам, конкурсам, имеющим познавательный характер, но целенаправленно не решающие задачи обучения дошкольников основам дорожной безопасности. На наш взгляд, требуется не столько обучение дошкольников ПДД, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников. Обоснование темы. Выбранная мною тема «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения» важна по целому ряду причин: · Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. · Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. В своей деятельности я использовала нормативно – правовые документы федерального и регионального уровня. Одними из них являются: Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, где выделена образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», одной из задач которой является: передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Поэтому свой педагогический опыт я направила на формирование у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице. Для решения данной проблемы были поставлены следующие цели и задачи: Цели и задачи
Профилактическое · Расширение знаний детей о транспортных средствах передвижения. · Обучение детей элементарным правилам дорожного движения, в частности, безопасному поведению на дороге. · Пропаганда знаний о безопасном поведении на дороге среди родителей. Организационное · Обогащение предметно – развивающей среды группы. Исходя из цели, были сформированы задачи, которые решаются через интеграцию образовательных областей.
Реализация этой задачи играет ведущую роль в данной работе, где у детей формируются знания о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дороге в качестве пешехода, пассажира; идет знакомство с элементами дороги и пешеходным переходом, сопутствующими дорожными знаками. Расширяются знания о светофоре и значении его сигналов, формируются знания о видах транспорта, общественных остановках. Дети продолжают знакомиться с культурой поведения на улице и в транспорте. Наш детский сад работает по Основной образовательной программе дошкольного образования МКДОУ, разработанной на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, дополнительно на протяжении нескольких лет в мою практику организации воспитательно – образовательного процесса в рамках социально – личностного развития ребенка – дошкольника входит работа кружка «Веселый Светофорчик» с детьми старшей группы, по запросам родителей и самих воспитанников, (на бесплатной основе), используя программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князева Стеркиной Р.Б.«Основы безопасности детей дошкольного возраста». Программа по основам безопасности жизнедеятельности детей, направленна на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой опасных ситуациях на дорогах, в транспорте. Программные задачи предполагают обширную работу с воспитанниками и организацию различных видов деятельности. Знакомство с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице связано с развитием ориентировки в пространстве, формированием таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях, передачу знаний из личного опыта в игровой, изобразительной, творческой деятельности. Кружок проводятся один раз в неделю вечером, продолжительностью 25 мин. Образовательный процесс осуществляю: · через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, пешеходные переходы и т.д.; · в процессе специальной развивающей и образовательной деятельности по дорожной тематике на занятиях. Во время занятий с детьми обсуждаем темы: «Дорога в детский сад», «Виды транспортных средств», « Опасности на улицах», « Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке», « Правила перехода проезжей части с взрослыми», « Виды и сигналы светофоров», «Пешеходный переход: подземный, надземный, наземный», «Дорожные знаки для пешеходов» и т.д. Особенно важен принцип наглядности, который применяю в работе с детьми, когда они сами должны все увидеть и потрогать руками. Поэтому использую макеты домов, светофора, дорожных знаков; иллюстрации транспорта, проблемных ситуаций на дороге, магнитную доску, на которой каждый реб нок может смоделировать и разрешить ситуацию. Моя задача — организовать профилактическую работу в учреждении так, чтобы знания, полученные при изучении ПДД стали прочными и могли быть с успехом применены в реальной жизни. При обучении детей правилах дорожного движения я опираюсь на такие принципы организации образовательного процесса как: · последовательность – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем. · наглядность – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. · деятельность – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции. · интеграция – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе. · дифференцированный подход – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, создания специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников. · преемственность взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей. Методы и технологии применяемые, в работе с детьми: · проектный метод обучения · моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций · личностно-ориентированная технология · технология игрового обучения · метод наблюдения и беседы Методы активизации родителей: · обсуждение просмотренных видеосюжетов · ролевое проигрывание ситуаций · тренинговые игровые упражнения и задания · анализ родителями и педагогами поведения ребенка · обращение к опыту родителей · использование информационно-коммуникативных технологий
Создание предметно – пространственной развивающей образовательной среды.
· насыщенность среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы) представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий; · трансформируемость (возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации) - например игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую, автозаправочную станцию, автосалон и др.; · полифункциональность (возможность разнообразного использования) при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, представление о пространственных изменениях), речевое развитие. · вариативность (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала) - например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение. · доступность (свободный доступ к игровым пособиям); безопасность (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования). Для работы по обучению дошкольников основам безопасному поведению детей на дорогах в детском саду созданы все условия. Оборудован специальный кабинет, где имеются: - знаки дорожного движения – демонстрационные и раздаточные, - детские велосипеды, - макеты машин, - модели светофоров, - полки с играми, игрушками, - макет микрорайона, - магнитная доска с набором дорожных знаков и машин, - дидактические игры, - стенды для работы с родителями. В старшей группе МКДОУ есть уголок по дорожному движению, где широко представлен наглядный и демонстрационный материал, настольные макеты улиц, изготовлены атрибуты и пособия для материалов, где дети с воспитателем могут на практике закреплять полученные знания. Играя, в уголке по ПДД дети приобретают знания о том, что на улицах города и села есть большие и маленькие дома, дорога и тротуар. Играя с машинами, они учатся различать легковой и грузовой транспорт, учатся правилам поведения в транспорте, на тротуаре, при переходе дороги, что главным на дороге является светофор, знакомятся с перекрестком, с элементами разметки «зебра», «разделительная линия», одностороннее двустороннее движение. Во время сюжетно-ролевой игры дети учатся правилам перехода проезжей части, узнают, что на дорогах есть знаки, которые предупреждают пешеходов и водителей о том, что их ждет впереди. На участке детского сада созданы специальные автоплощадки, игровые пространства, включающие перекрестки. Здесь с помощью игровых транспортных средств (машины, велосипеды) на занятиях и в играх дети знакомятся со значениями некоторых дорожных знаков и правилами движения, а так же закрепляют полученные знания. Создавая, развивающую среду мною был, разработан перспективно-тематический план по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения, оформлены картотеки занятий, наблюдений, досугов, игр по ПДД, что позволило проводить знакомство детей с правилами дорожного движения на занятиях разного вида. В методическом кабинете оформлен уголок безопасности, в который входит подиум с макетом улиц и дорог, с помощью которого ребята учились решать проблемные ситуации, подобраны настольно-печатные и развивающие игры, подготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм, собрана библиотека детской художественной литературы «Дорожная азбука», видеотека с мультимедийными поучительными фильмами и слайдами по ПДД, которые использовала как на занятиях, так и в вечернее время. Учитывая тот факт, что обучение детей правилам дорожного движения должно быть увлекательным, подобрала и выучила с воспитанниками стихи и загадки о дорожных знаках, транспорте, которые потом включила в досуги по ПДД, провела ряд занятий («Знакомство с дорожными знаками», «Путешествие по родному селу» и др.). В распознавании дорожных знаков, в умении классифицировать их, в закреплении знаний детей о назначении основных знаков, большую помощь оказали игры «Дорожные знаки», «Подумай – отгадай», «К своим знакам», дорожная мозаика и др. Так как основной формой обучения детей правилам дорожного движения является игровая деятельность, была создана картотека игр по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения. Большое внимание уделяла играм, способствующим развитию речи: · Словесные игры «Подбери признак», «Подбери действие», «Придумай предложение», «Составь загадку о транспорте», «Хорошо – плохо», «Я знаю пять…», «Сочиняем сказку», «Дорожные слова» и др. · Обучающие игры: «Стоп – Идите», «Найдите безопасный путь», «Где моё место», «Путаница», «Дорожный экзамен» · Подвижные игры: «Птицы и автомобиль», «Стоп», «Красный, желтый, зеленый», «Заяц» · Дидактические игры «Знакомство с улицей города», «Наш друг светофор», «Пешеход», «Зеленый огонек», «Берегись автомобиля» · Сюжетно-ролевые игры: «Шоферы», «Пешеход», «Пассажиры», «Службы спасения», «Автозаправочная станция»; · Настольно-печатные игры: настольно-развивающая игра-лото, «Транспорт наземный, воздушный, водный», «Дорожные знаки», дорожная мозаика «Собери знак из пазлов» и др. Разнообразие форм позволяет детям проявить свою активность и творчество. Каждая образовательная деятельность содержит как познавательный, так и занимательный материал. После проведения образовательной деятельности по ПДД, для закрепления материала в ДОУ организую работу в зоне практической деятельности по ПДД, на спортивной площадке. Работу с детьми по закреплению дорожных знаков, отработке действий в различных проблемных ситуациях продолжала и в летний оздоровительный период на автоплощадке на территории детского сада. Для этого на территории детского сада обустроена площадка с выносными дорожными знаками, сделаны дорожные разметки с пешеходными переходами. Дети учатся правильно переходить дорогу, регулируемый и нерегулируемый перекрестки, учатся как себя вести на остановке пассажирского транспорта, знакомятся с правилами поведения на дороге велосипедистов. Также в своей работе с детьми использую следующие методы и приемы:
· устное изложение (знакомство с новыми знаниями по теме, фактами, событиями); · беседа (были проведены следующие беседы: «Опасные ситуации на улице и дороге», «Машины на нашей улице», «А если светофоры исчезнут?», «Для чего нужна дорога?», «Где можно играть на улице», «Кто такие пешеходы и пассажиры?», «Правила перехода улиц и дорог»; учились составлять творческие рассказы - «Если бы все знаки перепутались?», «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?» и сказки - «Жил – был светофор» и др.); · чтение художественных произведений (познакомились с такими произведениями, как: С. Михалков «Светофор», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой… », В. Головко «Правила движения», И. Гурина «Малышкин светофор», «Непослушный пешеход», В. Сутеев «Капризная кошка»; С.Михалков «Моя улица»; В.Берестов «Про машину»; Э. Мошковская «Я тоже буду шофером»; Т. Шипошина «Автобус»; С. Михалков «Если свет зажегся красный…»); · составление рассказов и сказок, загадок, заучивание стихотворений 2. Наглядный: · презентация собственных материалов и интернет ресурсов (просмотр презентаций «Дорожные знаки», «Из каких частей состоит дорога», «Виды транспорта»; обучающих мультфильмов «Дорожная азбука тетушки Совы», «Смешарики. Правила дорожного поведения» и др.); · работа с иллюстрациями по теме; · наблюдение (наблюдения за транспортом, за поведением людей на дорогах); 3. Практический: · выполнение различных творческих работ по данной тематике (создание макета с детьми с элементами конструирования из бумаги и аппликации, расстановкой необходимых дорожных знаков, добавлением транспорта; оформление альбома маршрутных листов «Моя дорога в детский сад» и др.); · применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх («Водитель и пешеход», «По дороге в детский сад», «Путешествие по городу», «Вежливые пассажиры», «Автобус», «Пешеход на улице») Для поддержания интереса к творчеству, работу осуществляла во всех формах своей деятельности с детьми: · Различные виды ИЗО деятельности; · Различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные); · Досуги, праздники, развлечения · Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы; · Рассматривание дидактических картинок и иллюстраций; · Беседы и разговоры по ПДД; · Наблюдения за транспортом и пешеходами. В ДОУ ежедневно провожу минутки безопасности, где вместе с детьми повторяем дорожную азбуку, придумываем сказки, загадки, частушки. Организуя занятия и беседы, я исхожу из того, что в этом возрасте дети лучше воспринимают материал, преподнесенный в виде игры, экскурсии, соревнования, т. е. при активном участии самого ребенка. Подвижные, дидактические игры, моделирование дорожных ситуаций, путешествия в «Страну дорожной азбуки», загадки и задачки мультипликационных героев помогают детям научиться правильно вести себя в окружающей дорожной среде. Свою активность дети используют для игр, порой небезобидных шалостей, необдуманных поступков. Опасность поджидает их, прежде всего, на дороге. Поэтому в своей практике я использую компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Демонстрирую детям обучающие мультфильмы: - «Зебренок», «Смешарики изучают Правила дорожного движения», «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения», «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)» и др. о безопасности дорожного движения, а также видеоролики об авариях на дороге. Чтобы добиться успеха в освоении правил дорожного движения осуществляла связь между всеми разделами программы в соответствии с требованиями ФГОС. Обучение правилам дорожного движения детей проходит в разных видах деятельности: Социально-коммуникативное развитие – беседы, сюжетно-ролевые игры; Познавательное развитие – экскурсии, ориентировка на местности, наблюдения, презентации. Речевое развитие - чтение стихов, рассказов, загадок; Художественно - эстетическое развитие - сюжетное рисование по впечатлениям проведенных занятий, моделирование дорожных ситуаций, аппликация, лепка, конструирование. Физическое развитие- использование подвижных игр, физкультминуток; Обучение правилам дорожного движения, правилам поведения на улице, проводится на непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по развитию элементарных математических представлений, изодеятельности, трудового воспитания, конструирования, на музыкальных и физкультурных занятиях. Так, например, на непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим я даю детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога»), просмотр диафильмов, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов. На непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений даю понятия «левая, правая сторона», т. е. ориентируют в окружающем пространстве. На непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности ребят я учу рисовать, лепить, изображать в аппликации различные виды транспорта. Для лучшего усвоения нового материала использовала приёмы пространственного моделирования, при помощи строительного конструктора или мозаики предлагала детям смоделировать дорогу, переезд, перекрёсток, учила создавать различные модели (здания, самолеты, поезда) по рисунку, собственному замыслу. На физкультурных НОД дети продолжают развивать координацию движений и ориентировку в пространстве. На музыкальных НОД наши воспитанники принимают активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука». Для закрепления программного материала, детям, даю задания на дом, которые они выполняют под руководством взрослых, например: «Нарисуй дорогу в детский сад», «Нарисуй дорожные знаки, которые ты встречаешь по дороге домой», «Придумай сказку про тот знак, который мы изучали». Занятия свои стараюсь строить с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД опираюсь на три аспекта взаимодействия ребёнка с транспортной системой: · Ребенок-пешеход Главная задача в этом направлении – воспитать грамотного пешехода (необходимый минимум Правил дорожного движения, дорожных знаков, которые должны знать дети); · Ребенок пассажир Здесь мы изучаем правила пользования маршрутным транспортом, знакомим с обязанностями пассажиров, учим наблюдать за правильными и неправильными действиями водителя и пассажиров. · Ребенок водитель детских транспортных средств (велосипед, самокат) Согласно вступивших в силу ФГОС, дошкольное образование требует от нас, педагогов, реализации новых педагогических технологий, постоянного творческого поиска. Поэтому в своей работе мы используем следующие технологии: технология проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, информационно-коммуникационные технологии. Практика работы доказала эффективность использования проектного метода в обучении, воспитании дошкольников, примером интегративного взаимодействия всех участников образовательного процесса стали проекты «Мой любимый поселок», «Дорожная азбука». С правилами дорожного движения знакомила детей систематически и последовательно, усложняя программные требования от занятия к занятию и от группы к группе. Для повышения работоспособности, снижения уровня утомляемости, снятия психологических нагрузок у детей, включаю элементы здоровьесберегающих технологий: · релаксация; · сказкотерапия; · игротерапия; · физкультминутки. Традиционными, интересными, поучительными были встречи воспитанников детского сада с сотрудниками ГИБДД, на которых ребята повторяют правила, участвуют в играх на внимание, используя ситуативный метод, разбирают ошибки в поведении пешеходов. Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. Проанализировав сложившуюся ситуацию, я пришла к выводу, что система работы по обучению дошкольников ПДД должна включать как теоретическую базу знаний, доступных возрастным возможностям дошкольников, так и практическую деятельность, строящуюся на адекватных возрасту формах и методах работы с детьми, носящую индивидуальный характер, активизирующую личный опыт ребенка и способствующую тесному взаимодействию с родителями по данной проблеме.
Работа с педагогами. Большое внимание уделяю работе с педагогами нашего ДОУ в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, провожу консультации, семинары-практикумы, недели безопасности, круглые столы. Для повышения педагогического мастерства воспитателей использую эффективные формы методической работы: информационно - практические обучающие занятия, анкетирование, беседы на актуальные темы, мастер - классы, например: «Добрая дорога детства», деловые игры, методические посиделки (фольклорная разминка, разгадывание кроссворда «Зеленый огонёк), где воспитатели получают рекомендации, материал для работы с родителями и детьми. На заседаниях «круглого стола» на тему: «Использование разнообразных форм и методов работы при обучении ребенка - грамотного пешехода» обсуждали с педагогами вопросы совершенствования педагогического процесса по теме. На протяжение многих лет в ДОУ выписывается газета «Добрая дорога детства», которая позволяет держать педагогов в курсе проводимых мероприятий в стране по безопасности движения, черпать интересные сведения, методические рекомендации, отслеживать положительный опыт работы других образовательных учреждений. Наши педагоги работают в тесном взаимодействии с инспекторами ГИБДД, где дают рекомендации по организации работы в рамках пропаганды ПДД. Ежегодно проводится обзор новинок методической литературы по профилактике ПДД. В методическом кабинете подобран материал по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения, который включает планирование, папки с дидактическим материалом, плакаты, иллюстративный материал для работы с детьми.
Взаимодействие с семьёй. Одним из основных направлений в работе считаем сотрудничество с семьей в вопросах по ПДД. Родители — основные заинтересованные лица в профилактике ДДТТ и главные помощники педагогов. Стараемся строить контакт так, чтобы родители из пассивно принимающих информацию, становились активно действующими участниками, в процессе ее усвоения. С этой целью используем наиболее эффективные, интересные и доступные формы сотрудничества с родителями. Работе с родителями в детском саду уделяется огромное внимание, ведь именно они каждый день не раз переходят с ребятишками дорогу и несут за них ответственность. «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность». С этой цитатой В. А. Сухомлинского я полностью согласна, ведь формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма целенаправленно провожу с родителями. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе. Родители должны стать самыми активными помощниками педагогам в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице, соблюдая сами правила безопасности. Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье. Родители не должны позволять себе пренебрежительно отзываться о значении профилактики дорожно-транспортных происшествий при детях, а наоборот самим как можно чаще заниматься с детьми, а также принимать активное участие в создании необходимых условий для профилактической работы с детьми в ДОУ. Родители возлагают большие надежды на детский сад, что в дошкольном учреждении детей обязательно всему научат. Хотя далеко не все родители представляют чему учить ребенка в определенном возрасте. Мамы и папы не скрывают, что дома этой теме уделяют мало времени в силу своей занятости. Они редко играют с ребенком, дома нет или недостаточно настольно – печатных игр, детской художественной литературы по дорожной тематике. Большинство родителей помощь детского сада видят в проведении с ними практических занятий по безопасности дорожного движения. Так как безопасность жизни ребенка обеспечивается не только педагогической командой дошкольного учреждения и культурой самого ребенка, но и в первую очередь, действиями родителей, постаралась использовать все доступные формы и методы повышения компетентности родителей по данному вопросу. Активизирую работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей через разнообразные формы. В начале учебного года провожу анкетирование родителей: «Безопасность на дороге», «Какой Вы пешеход», «Знаете ли Вы правила дорожного движения?». Это помогает определить уровень знаний родителей и подобрать наиболее эффективные методы подачи дорожной грамотности, выбрать формы общения. По результатам проведённого анкетирования на начало года видим, что у родителей недостаточно знаний по ПДД. Большинство родителей сами зачастую не соблюдают ПДД, а в некоторых случаях даже нарушают их. Более того, родители не объясняют детям, как нужно вести себя на улице. Необходимо проводить системную работу с родителями, углублять знания безопасного поведения на улице. Заинтересовать взрослых вместе с детьми участвовать в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма. В работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма использую различные формы взаимодействия с родителями: · памятки, буклеты и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД; · папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми; · родительские собрания: «Соблюдаем ПДД», «Безопасность детей – забота и ответственность взрослых». · беседы с родителями «Дети на дорогах», «О Правилах Дорожного Движения» с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия; · консультации для родителей «Безопасность детей – забота и ответственность взрослых», «Как сделать дорогу в детский сад безопасной»; · конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей, выставки рисунков: «Дорога глазами детей», «Моя улица». На родительских собраниях рассказываю о проводимых в дошкольных учреждениях мероприятиях, выясняю, показывают ли родители детям опасные места по дороге в детский сад, держат ли они их за руку, находясь на улице. Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием педагогов, детей и родителей дают положительный результат в усвоении детьми знаний по правилам дорожного движения и сближают всех участников воспитательно-образовательного процесса. Очень интересным было развлечение «Папа, мама, я и безопасная дорога». Дети и родители выполняли различные задания по правилам дорожного движения: «Собери знак», «Рассади пассажиров в автомобиле», «Назови правила для пешеходов». В информационных стендах для родителей систематически обновляю информацию, которая знакомит родителей с методами формирования дорожной культуры у детей, сознательного выполнения правил дорожного движения самими взрослыми. Рекомендованный материал вызывает большой интерес и отклик у родителей. Все это позволяет мне комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности детей уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде. Традицией стало проведение встреч-бесед родителей с инспектором ГИБДД, на которых он консультирует родителей по интересующим их вопросам, помогает решить проблемные дорожные ситуации: «Роль семьи в профилактике дорожного травматизма», «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог».
Работа с подразделениями ГИБД. Для того чтобы больше заинтересовать детей правилам дорожного движения мы тесно сотрудничаем с сотрудниками ГИБДД, которые в свою очередь посещают наш детский сад с новой и интересной информацией для детей, чтобы как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Сотрудниками ГИБДД проводится просветительская работа среди детей и их родителей, посещают родительские собрания, проводят беседы с детьми и родителями, так же ведут работу с коллективом.
ВЫВОД: Подводя итог своей работы можно отметить, что дети хорошо ориентируются на улицах, прилегающих к детскому саду, при переходе через проезжую часть внимательны и осторожны, знают основные дорожные знаки, умеют вести себя на улице, руководствуясь правилами культуры поведения в общественных местах, так как имеют четкое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение их жизни и здоровья, поэтому все обязаны выполнять их. Я уверена, что знания дорожной грамоты, приобретенные в детском саду, помогут будущим дошкольникам стать более дисциплинированными и самостоятельными. Результатом работы ДОУ является отсутствие фактов ДДТТ среди детей, посещающих наше ДОУ, а также повышение качества знаний, умений и навыков детей по изучению правил дорожного движения. Ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки. Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду в тесном контакте с родителями, сотрудниками ГИБДД, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты, помогает нашим детям быть уверенными на дороге и избежать травматизма. Улица для маленького человечка — это сложный, коварный, обманчивый мир, полный скрытых опасностей. Но, благодаря совместной работе детского сада и семьи по обучению детей правилам дорожного движения, можно добиться больших успехов в воспитании детей — пешеходов, снизить дорожно-транспортный травматизм. Каждый год к нам в ДОУ приходят маленькие жители села, и моя задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах. 13 декабря 2024 в 18:36
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.